Функции политики в государстве и обществе. Функции политики и ее виды

Под термином «политика» принять понимать руководство, помогающее принимать решения и осуществлять действия, облегчающие путь к достижению намеченной цели. При этом у лиц, осуществляющих ее, остается неограниченная свобода действий.

Сущность политики

Философ Платон первым определил суть политического искусства. Он рассматривал его как навык составлять из индивидуальностей единое государственное целое.

Сущность политики заключается в формировании сферы общих интересов и социального блага. Она реализует интегративную функцию и выступает в роли искусства приведения интересов различных групп к единому целому.

Практикующие политики занимаются поиском временных решений, но это не значит, что данная сфера деятельности не берет в учет вечные законы науки и философии - они также значимы. Именно базовые модели и понятия служат границей, за которые дипломатические решения не должны выходить, вписываясь в моральные принципы. Высшая сущность политики заключается в реализации смысла человеческой жизни.

Функции в государстве и обществе

Роль и значение политики в качестве социального института обуславливается обязанностями, выполняемыми в общественной среде. Функции политики и их количество зависят от условий развития конкретного общества.

В идеале социум – это сбалансированная система, согласованная внутри, которая соединяет различные сферы человеческой жизни. Каждая отрасль помогает индивидууму реализовать его потребности с использованием специфических для нее методов. Но очень часто члены переходных или традиционных обществ незрелость некоторых отраслей компенсируют большим влиянием политики. В таких ситуациях она начинает выполнять не свои функции и постепенно вмешивается во все сферы гражданской жизнедеятельности. А это провоцирует резкое уменьшение шансов для индивидуумов на самореализацию личности.

Социум, которые развивается с использованием политико-идеологических методов, несколько ограничен в развивающих ресурсах, но все же имеет шансы достичь больших успехов. Такие общества, как правило, идут не от развития внутренней мотивации - взамен они используют внешнюю, то есть насилие и страх. Ниже рассмотрим, какие существуют функции государственной политики.

Ключевое предназначение политики

Современное общество формирует основные функции политики, без которых оно просто не может нормально развиваться.

Рассмотрим их перечень:

  1. Функция обеспечения эффективности деятельности и мобилизации. Формулируя цели, имеющие большое значение, политика реализует их, создавая усовершенствованный механизм мотивации. Также она предоставляет человеку эффективный способ удовлетворить социальные потребности и даже поменять социальный статус.
  2. Функция обеспечения стабильности социума и его целостности. Реализуется благодаря способности политики определять ориентиры проектов будущего, их социальную направленность и обеспечивать необходимыми ресурсами.
  3. Регулятивная и управленческая функции политики. Благодаря выражению значимых интересов и потребностей небольших скоплений людей в обществе удается обеспечить взаимодействие этих сфер жизнедеятельности, влияя на них через принятия решений политической направленности. Именно воздействие на прямые интересы социальных групп помогает политике регулировать и управлять процессами в обществе через насилие и принуждение.
  4. Функция политической социализации. Включение личности в социальные отношения предоставляет шанс реализовать индивидуальные либо групповые интересы. Со временем индивидуум накапливает опыт и навыки преобразования, которые помогают эффективно выполнять необходимую роль.
  5. Гуманитарная функция. Используется для обеспечения свобод и прав индивидуумов, организованности, мира между гражданами.
  6. Функция рационализации. Заключается в выработке политикой общих механизмов и правил для реализации интересов - как индивидуальных, так и общественных.

Вышеописанные функции политики помогают рационализировать конфликтные ситуации и улаживать их цивилизованным путем.

Заключение

Политика – это явление, которое может иметь в своем потенциале явные и латентные функции, способные видоизменяться в зависимости от взаимодействующих субъектов деятельности.


Функции политики - это основные направления ее влияния на общество

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества . Она осуществляется благодаря тому, что политика опре деляет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности . Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую и регулятивную функции . Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации . Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

5) функцию политической социализации . Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отно шения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

6) гуманитарная функция . Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общест венного порядка, гражданского мира и организованности.

Выделим основные функции политики в обществе . К ним относятся:

Управленческая (политическое руководство обществом);
интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
теоретико-прогностическая, цель которой - выработка концепции, курса развития общества;
артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
социализации личности - функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

38.Партии в Украине: партийный спектр Украины.

Итак, на сегодня партийная система Украины характеризуется как переходная от атомизированы со значительным количеством начисленных маловлиятельных партий в стабильной системы поляризованного плюрализма.

Современный правый политическое движение в Украине активизировался в ноябре 1990 года, когда министерством юстиции Украины было зарегистрировано Украинскую республиканскую партию. На заре независимости, в 1991 -1992 годах казалось, что политическое господство перейдет от коммунистов к политическим партиям национальной ориентации, а сегодня они даже не представлены в парламенте самостоятельной силой.

Сегодня к этим партиям можно отнести к 30 политических партий, которые с политическими партиями начала XX века объединяет идейный и духовный связь - борьба за независимую, соборную, независимую Украину. Эти партии заявляют, что стоят на страже украинской национальной идеи, украинской государственности, национальной демократии. Национализм для них - совокупность идей, взглядов, политической практики национально-освободительных движений, соперничающих за право коренной нации на создание собственного национального государства, как Всеукраинское объединение "Батькивщина", ВО "Свобода", Конгресс украинских националистов, Народный Рух Украины, Народный Рух Украины за единство, Партия Христианско-Демократический Союз.

Современный левое движение в Украине восстановился 1991 года, когда Министерство юстиции зарегистрировало Коммунистическую партию Украины. Однако 30 августа 1991 года, после провала путча Государственного комитета по чрезвычайному положению. Президиум Верховной Рады Украины запретила деятельность КПУ. Но уже в октябре 1991г. на обломках КПУ возникла Социалистическая партия Украины. Наиболее системно вопросы общей политики выражены в 12 партий левого направления: Прогрессивная социалистическая партия Украины; Коммунистическая партия Украины; Демократическая партия Украины; Социал-демократическая партия Украины; Республиканская партия Украины; Партия регионов; СДПУ (О); Всеукраинская политическая партия "Братство"; Социалистическая партия Украины (СПУ); Партия защитников Отечества; Партия пенсионеров Украины; Коммунистическая партия рабочих и крестьян.

В многопартийной системе современной Украины в центристских партий можно отнести к 50 партий. Большинство партий этого направления считают себя сторонниками либерализма - идеологии свободы предпринимательства и торговли, парламентского строя, плюралистической демократии, широких свобод в политической, экономической и других сферах жизни общества.


39.Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.

Политическая элита - привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности своих институтов, руководят ими.

Полити́ческое лидерство - процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Постепенное расслоение номенклатуры, формирования зародышей предпринимательского класса, освобождение массового сознания от патерналистских, эгалитарных и национально-романтических иллюзий создает благоприятную почву для появления предпринимательской и современной политической и административной элиты. Общенациональным лидером считается президент как высшее должностное лицо в государстве.

В Украине всегда существовала проблема национальной политической элиты, способной решать сложные государственно задачи в конкретной исторической ситуации.

Коммунистический режим уничтожил не только национальные слои, но и социальную почву для воспроизведения национальной элиты, способной по-современному мыслить и действовать. Роль элиты в тоталитарном обществе выполняла номенклатура, черты которой в значительной степени не соответствовали современной элитарной модели, существовавшей в демократических цивилизованных странах.

Исключительно бюрократический механизм формирования номенклатурных кадров не предусматривал спроса на профессиональных политиков с высокими интеллектуальными качествами, а в основном был ориентирован на лиц, преданных системе, определенном номенклатурном клановые и способных к тонким аппаратных манипуляций.

Правящая элита в Украине на этом этапе общественного и государственного развития оказалась несостоятельного к быстрым комплексных реформ из-за того, что:

1) состояла в основном из выходцев социально-классовых групп, которые объективно боялись потерять власть;

2) не обладала кадрами, которые отличались высокой активностью, решительностью и современной управленческой компетентностью;

3) испытывала сильного сопротивления со стороны антигосударственных и антиреформистських сил;

4) расстройство механизмов общественного контроля привел к углублению моральной деградации части ее представителей, оказалось в распространении таких явлений, как клептократия, коррупция и нарциссизм;

5) определяющим в политическом курсе был принцип «главное не реформы, а сохранение государственности и национально-культурное возрождение».

Элиту этого периода можно назвать идеологической том, что ее деятельность в основном направлялась на разъяснение необходимости реформ, а не на их решительно осуществления. Этой элите не удалось осуществить основных реформистских приоритетов: принять новую конституцию, вывести страну из экономического кризиса, провести административную реформу.

На смену идеологической элите пришла технократическая элита, представители которой рекрутированы из промышленно-предпринимательских кругов центральных и южных регионов Украины, а также прагматическое ориентированных политиков разных политических сил. Доминантой политического курса технократической элиты стала реализация национальной идеи в государственно-политическом и экономическом аспектах.

40.Политическая этика: определение и содержание.

Политическая этика - это область, аспект общей этики, исследует моральные принципы политики и власти (в широком смысле), профессиональной этике субъектов политической деятельности (в узком смысле).

Этика ответственности - это когда главным является не процедура, а последствия.

Юридическая этика в целом исследует юридический процесс, который включает даже те моменты, когда отсутствуют действия юриста. То есть на основе законов логики, особенно юридической логики, можно вывести закономерности юридической этики, дойти ожидаемого результата. Иными словами, юридическая этика обосновывает существование и вне сознания, чувствами и профессиональной деятельностью юриста, хотя основой является эффективность реализации юристом норм права.

Правовая этика свойственна не только специалистам в области права, но и тем лицам, которые находятся в определенных правовых отношениях. Например, гражданин Украины, пересекая границу в качестве туриста, следовательно, Этика права выполняет своеобразную функцию. Она рассматривает не право, я. человека в праве, анализирует ценностное отношение человека к праву. Это отношение предполагает такую ​​оценку человеком правовых реалий, которая всегда индивидуально выбрана и внутренне свободный, оценку, которая имеет нравственный характер и связана с представлением человека о свободе, справедливости, добре и зле, о долге перед другими и перед собой.

41.Политическая идеология: понятие и типология.

Политическая идеология - это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённогообщественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка.

Политическая идеология - сложное и противоречивое духовное образование. Она призвана раскрыть специфику двух видов развития - политического и идеологического - и одновременно показать их взаимодействие, влияние политики на идеологию и идеологии на политический процесс. Научное осмысление сущности идеологии началось тогда, когда получили развитие идеологии либерализма, консерватизма, а впоследствии и марксизма. Никогда политика без идеологии не существовавшую (и не будет существовать), ибо идеология необходимым структурным элементом политики. В

1) Возникновение политической идеологии связывается с необходимостью легитимации власти (Г. Моска, Р. Михельс, В. Парето). То есть с помощью идеологии чиновники обосновывают законность и справедливость существующих социальных институтов, общественного строя и своей власти в обществе. Благодаря идеологии уже на уровне идей возникает взаимном элиты и масс.

2) К. Маркс и Ф. Энгельс в своей совместной работе "Немецкая идеология" отмечали, что идеология - это: а) идеалистическая концепция, согласно которой мир предстает как воплощение мыслей, принципов; б) тип мышления, когда осознается зависимость личных идей от материальных идей (интересов) классов; в) ложное, иллюзорное отражение действительности в политических, философских, религиозных, нравственных и других формах. Итак, согласно тезису Маркса, идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, отражающих и оценивают социальную действительность с позиций интересов конкретных классов, скрывая отношения господства и подчинения.

3) К. Мангейм (1893-1947) в своем труде "Идеология и утопия" не разделял марксистскую ортодоксии и отмечал, что общественное бытие не сводится к экономическим отношениям в сфере материального производства. Поэтому идеология - это не обязательно сознательное надувательство. Идеология - это обоснование, апология (защита) существующего строя. Она способна соединять людей, аккумулировать их политическую энергию, и, при определенных условиях, возможные идеологические диверсии.

4) Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет во второй половине XX в. требовали отказа от "идеологии", поскольку идеология не может содержать объективных реальных знаний. Такие знания дает только наука, а идеология выражает субъективные социально-классовые интересы

5) Р. Арон отмечал, что идеология выражает историческую перспективу, стремление будущего. Поэтому идеология не может быть истинной или ложной. Это проект будущего, в который постоянно вносятся коррективы. Поэтому идеология скорее непрерывный диалог, чем-то окончательно доказано, утверждено.

9) Идеология - результат массового сознания (неоанархисты).

В науке существует множество политических идеологий.

Традиционно выделяют 5 основных идеологий:

консерватизм,

либерализм,

социал-демократия,

коммунизм,

национализм.

Консервати́зм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества, его институтов и ценностей.

Либерали́зм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека . Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка.

Социал-демократия - социальная политика и идейно-политическое течение, возникшее в рамках социализма и впоследствии трансформировавшееся на позиции постепенного совершенствования капитализма с целью утверждения социальной справедливости, солидарности и большей свободы .

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis - «общий») - в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .Коммунизм - общее название учений, провозглашающих целью отмену частной собственности и освобождение человека и общества от экономического и социального гнёта.

Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях сгосударственной властью.

№1)Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
№2)Что из перечисленного является формой территориально-государственного устройства?
1) федерация
2) республика
3) монархия
4) демократия
№3) Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение котрого пронумеровано.
1) В Новгороде действует специальный центр общественного движения "Женский парламент", где для жительниц города и области проводят семинары преподаватели и психологи из Росси и зарубежных стран.2) Администрация Новгородской области выделила "Женскому парламенту" 120 тыс. рублей. 3) Радует то, что деньги, скорее всего, будут израсходованы на реализацию программы " Развитие лидерских качеств женщины". 4) Можно надеяться на то, что новгородчанки будут лучше ориентироваться в современном мире и смогут конкурировать с мужчинами в бизнесе и политике.
определите, какие положения текста носят
А) ФАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, Б) ХАРАКТЕР ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ
№4)Установите соответствие между конкретной нормой и видом социальной нормы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Конкретная норма Вид социальной нормы
А) общественные объединения должны 1) Правовая
быть зарегистрированы государственным органом 2) моральная
Б) запрещается деятельность общественных
объединений,цели которых направлены на разжигание
межнациональной розни
В) члены общественной организации обязаны уважать
членов других организаций
Г) свобода деятельности общественных объединений
гарантируется законом
№5) Из приведенных ниже понятий все,за исключением одного, относятся к функциям политики.
Стабилизация, косолидация сил, поиск истины, управление, поддержание порядка.
Найдите и укажите понятие, "выпадающее" из общего ряда.
№6) Отличительным признаком конституции как нормативного документа является
1) общеобязательность
2) обеспеченность силой государственного принуждения
3)высшая юридическая сила
4) соответствие принятым в общ-ве представлениям о добре и зле
№7) Верны ли следующие суждения о признаках любого госуд-ва?
А. Признаком любого госуд-ва явл. разделение и независимость властей.
Б. Признаком любого госуд-ва явл. выборность всех ветвей власти.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
№8)Прочитайте фрагменты из публицистических статей. В каком из них содержится информация о событиях, происходящих в федеративном госуд-ве?
1) " Парламент одобрил проект школьной реформы,предусматривающей увеличение бюджетного финансирования школ, расположенных в муниципальных округах"
2) "Глава госуд-ва пригласил представителей местных органов самоуправления для обсуждения вопроса повышения эффективности их деятельности"
3) "Городской суд приступил к рассмотрению иска муниципалитета к заводу,сбросившему отходы производ-ва в реку в черте города"
4) "Новый законопроек связан с порядком распределения финансовых обязательств центра и регионов по финансированию социальной сферы. Значительная часть средств и обязательств должна быть передана на региональный уровень"
№9)Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократ. обществе?
1)разработка народно-хозяйственных планов
2) управление деятельностью исполнительных органов
3) назначение руководящих кадров промышленных предприятий
4) пропаганда своих взглядов в средствах массовой информации

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества . Политика информирована о тенденциях общественного прогресса. В русле этих тенденций она формулирует общие цели; разрабатывает проекты на будущее; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

2. Управленческая и регулятивная функции политики . Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

3. Функция рационализации . Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает конфликты или же регулирует и цивилизованно их разрешает.

4. Функция политической социализации . Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости – и для ее преобразования.

5. Гуманитарная функция. Выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией

Границы политики в обществе есть, но они всегда подвижны. На протяжении человеческой истории они то расширялись, (причем до такой степени, что иногда политика охватывала все общество), то сужались.

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные интимные области. Так, например, в начале 90-х годов в Польше, ФРГ и некоторых других странах острые политические дискуссии и противостояние вызвал вопрос по поводу запрета абортов.

Наряду с политикой механизмами регулирования общественной жизни являются экономика, мораль, право, религия.

Особо тесно политика переплетается с экономикой.



Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль в развитии общества.

Политическая деятельность в конечном счете определяется характером и направленностью развития экономических отношений, оказывая в свою очередь активное воздействие на экономике.

Политическая власть имеет фундаментальный характер и может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно:

· разработать различные экономические программы (приоритетного развития отдельных регионов или отраслей и т.п.);

· создать законы, предоставляющие льготы отдельным социальным группам, предприятиям или регионам и т.п.;

· застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы, старости и т.д.

Политика может прямо или косвенно воздействовать на рынок, систему ценообразования. В то же время действие объективных экономических законов заставляет политиков разрабатывать научно-обоснованные программы экономического развития.

Таким образом, политика и экономика находятся в диалектическом единстве.

Политическая деятельность определяется характером и направленностью экономических отношений. Экономика под воздействием политических решений развивается более эффективно или находится в состоянии упадка.

Наряду с политикой механизмом регуляции общественной жизни выступает и мораль. Мораль и политика имеют и сходные черты, и отличия. Обе эти сферы вырастают из единого источника – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека – с одной стороны, и его коллективной природой, "обреченностью" жить в обществе, невозможностью быть счастливым и даже просто существовать, быть человеком без других людей – со стороны другой.

Рост разнообразных потребностей, опережающий возможности их удовлетворения, порождает у человека целый ряд искушений – получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему обществу.

Мораль удерживает человека от опасных для него искушений. На заре цивилизации небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействия людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, а также таких институтов контроля как семья и община.

С возникновением сложных социальных общностей традиционные нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными. Развитие производства, обострение социальных конфликтов, усложнение общества – все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата ограничения и принуждения.

Таким образом, главные общественные функции политики и морали совпадают: политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости (хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач).

Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, но имеет и принципиальные отличия от морали.

Различия между моралью и политикой:

1. Конфликтность политики . Политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти.

Мораль характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты. Политика опирается на силу, мораль осуждает насилие и опирается главным образом на "санкции совести".

2. Нормы морали устанавливаются традициями, общественным мнением. Они носят характер идеалов. Их нарушение , как правило, не влечет за собой наказания .

Отступление от морали – общераспространенное явление. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень!" – обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, не считая себя безгрешным.

Требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

3. Мораль всегда индивидуальна , ее субъект и ответчик – отдельный человек, делающий свой нравственный выбор.

Политика носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как часть или представитель класса, партии, нации и т.д. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Политика неотделима от права , нормы которого регулируют политические отношения. Правовые нормы как бы устанавливают правила "политической игры". Основная правовая норма – это Конституция, где четко выписаны основные политические роли.

Само же право является порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового общества и т.д. Нормы права утверждает законодательная власть, т.е. политики.

Политика и право оказывают противоречивое влияние друг на друга. Так, право сужает поле политики, накладывая ограничения на деятельность политических субъектов: запрещает партии, ориентированные на антиконституционные способы захвата власти; ограничивает или запрещает деятельность экстремальных организаций, определяет границы власти и процедуры ее осуществления, определяет условия проведения акций протеста и т.д. В свою очередь, политика и политическая активность стимулируют изменения законодательства и правовых норм, вступающих в противоречие с тенденциями общественного развития, правящие круги стремятся активно использовать право для борьбы с политическими противниками.

Регулятором общественной жизни наряду с политикой выступает и религия. Взаимодействие политики и религии обусловлено общностью многих сторон их существования и функционирования. Политика и религия имеют дело с большими массами людей; направлены на все общество, все социальные общности.

Различия между политикой и религией проявляются, прежде всего, в следующем:

· политика, как правило, наиболее близка к экономическому базису; религия наиболее отдалена от материальной жизни;

· политика явление классовое и в каждой ситуации отражает интересы определенной социальной общности; религия – явление общечеловеческое, но в тех или иных социальных условиях может выражать интересы различных социальных общностей, на вооружении которых она находится;

· в отличие от религии, политика занимает доминирующее место в общественной структуре. От политики зависит положение религии и церкви в обществе, возможности осуществления ею своей роли как формы общественного сознания. Религия, в зависимости от исторических условий, отвлекает верующих от борьбы за улучшение жизни либо активизирует их в такой борьбе, т.е. играет прогрессивную или негативную роль, опираясь на свои социальные принципы и нравственные нормы.

Современная социально-политическая жизнь свидетельствует о параллельном существовании двух процессов:

1) религизации политики;

2) политизации религии.

Религизация политики означает следующее:

· политика учитывает состояние религиозности в обществе и отношение к религии разных общественных групп;

· религиозность все чаще используется для достижения политических целей;

· церковь использует государственные средства массовой информации для пропаганды своего вероучения;

· государственные и партийные лидеры налаживают общение с церковными деятелями, заручаются их поддержкой;

· создаются возможности для религиозного воспитания в учебных и воспитательных учреждениях.

Политизация религии состоит в следующем:

· служители культа, религиозных организаций включаются в политическую деятельность;

· отдельные политические партии и религиозные организации включаются в политическую деятельность;

· церковь привлекается к урегулированию политических и общественных конфликтов.

Таким образом, политика – это явление, не изолированное от других сторон жизни общества. Она теснейшим образом связана с различными сферами общественной деятельности. Политика, испытывая влияние экономики, морали, права, религии и других сторон жизнедеятельности общества, сама, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

Вопросы и задания

1. Каковы причины возникновения политики как самостоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества?

2. Дайте общую характеристику мира политического.

3. Какова структура политики?

4. Назовите уровни политики. Какой из них занимает центральное место и характеризует суть политики?

5. Какие функции выполняет политика в обществе?

6. В чем суть диалектического единства политики и экономики?

7. Что общего и в чем различия между политикой и моралью?

8. Чем обусловлено взаимодействие политики и религии?

Литература

1. Лузан А.О. Політика і суспільство // Політологічні читання. – 1993. – № 1.

2. Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

3. Політологія. / За ред.. О.В. Бабкіної, В.П. Горбатенка. – К., 2001.

4. Рябов С. Політика як соціальне явище // Політологічні читання. – 1994. – № 2.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М., 2000.

6. Шматко Н.А. Феномен публичной политики // Социс. – 2001. – № 3.

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

1. Определение власти и особенности политической власти.

2. Структура политической власти.

З. Проблемы легитимности власти.

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. В современных обществах количество функций может быть различным. Как сфера руководства и управления общественными процессами политика может касаться различных областей деятельности человека.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свою регулятивную функцию, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и т.д. политику. Рассмотрим основные функции политики в современном обществе .

  • 1. Управленческая, регулятивная функция. Политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их, используя социальное принуждение и насилие. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений.
  • 2. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы. Политика может предложить варианты желаемого будущего, в которых представлены политически значимые интересы групп, слоев, индивидов, государства, в том случае, если она способна интегрировать социально неоднородные группы.
  • 3. Функция политической социализации. Политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
  • 4. Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика систематизирует общественное взаимодействие, обеспечивая их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти.
  • 5. Гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.
  • 6 Рационализаторская функция. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или цивилизованно разрешает.

Успешное выполнение политикой всех перечисленных функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества. при этом, основные функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество, к которым относятся :

  • - поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;
  • - разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
  • - авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
  • - предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
  • - конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции разъясняет английский политолог Р.Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимо-действие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций, это:

  • - поддержание классового или социального господства;
  • - защита основополагающих прав человека;
  • - привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;
  • - обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Конечно, это не все функции политики. Количество их нестабильно, они дополняются и уточняются в зависимости от ее вида. Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Так, например, функции налоговой политики, как части финансовой, заключаются в централизации некоторой части ВВП в бюджете государства и во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

При этом, чем многочисленнее функции политики в отдельно взятом обществе, тем меньше это общество развито. Социум представляет собой систему взаимодействия разных сфер человеческой жизнедеятельности. В идеале она внутренне согласована, сбалансирована.

Потребности по каждой сфере реализуются посредством методов, присущих только ей. Например, экономическая система, используя материальную заинтересованность производителя, удовлетворяет потребность населения в товарах широкого производства, в продуктах питания. Однако в обществах переходных или в традиционных все сферы подчиняются политической. Таким образом она компенсирует неразвитость остальных областей жизни.

власть партийный государство политика