Рекламные уловки и обман в рекламе кредитов, кредитных карт и вкладов

Кредитные карты

Наблюдая за рекламой кредитных карт, можно выделить два основных подхода:

Банк на своей стороне и вместе с тем на стороне клиента

Кредитная карта рекламируется как удобный инструмент платежей и постоянно находящийся при себе «финансовый резерв». На самом деле, только в этом и состоит разумное использование кредитной карты. Импульсивные нерациональные покупки не выгодны, а долгосрочное кредитование по кредитной карте довольно дорого, если сравнивать с обычными потребительскими кредитами. Часто такая реклама пытается привлечь различными бонусными программами, которые могут быть вполне выгодны — например, Cash Back или ко-брендинговые карты.

Банк исключительно на своей стороне

Кредитная карта как способ получения «легких денег» — сначала клиентом, который снимает наличные и оплачивает покупки, а потом и банком — от клиента.
Для рекламы такого типа характерно подчеркивание

  • простоты получения карты («просто заполните заяку»);
  • быстроты получение карты («5 минут на заявку»)
  • якобы доступного высокого лимита карты;
  • «выгодности» самой по себе или «бесплатности» кредита.

Яркий пример — реклама и распространение кредитных карт «Тинькофф».

Вот, к примеру, рекламный буклет, которые оставил агент, не очень успешно пытавшийся оформить кредитную карту автору (июнь 2012):

Рекламный буклет банка ТКС

Рекламный буклет «Тинькофф», лицевая сторона

Рекламный буклет банка ТКС - тарифы

Рекламный буклет «Тинькофф», тарифы

Что тут можно заметить:

Два вида процентных ставок. Надо вычитывать мелкий шрифт, что понять как это может быть — два способа начисления процентов по одной карте. Для «долговременного кредита», то есть после формирования первой выписки, процентная ставка составляет 0,12% в день. Если учитывать сложные проценты (проценты, начисляемые на проценты), то 0,12% в день — это больше 50% годовых.

Плюс комиссии за снятие наличных или перевод средств, плюс плата за обслуживание.

Неочевидность и нарочитая запутанность является первым признаком дорогого продукта. Объективную дороговизну надо чем-то оттенять, чтобы клиент сразу не испугался и «понял преимущества». Как это происходит:

  • Крупно пишутся большие лимиты, которые якобы можно получить легко и быстро. Несколько сотен тысяч рублей на расстоянии двух кликов мышкой! Но на самом деле крупных лимитов скорее не будет — у многих банков это только реклама разной степени преувеличения.
  • Крупно пишется БЕСПЛАТНО!!!. Действительно, что-нибудь, да будет БЕСПЛАТНО!!!
  • Менее приятная информация идет в мелком тексте. Желательно, чтобы он плохо понимался с первого раза.
  • Визуально неприятная информация не появляется и заменяется на визуально более приятную. 0,12%. Что такое 0,12%? Мелочь какая-то.
  • Если вы чего-то не можете понять в тексте сразу — скорее всего, вас пытаются обмануть.

При распространении карт подобного рода с помощью интернета в основном используется умолчание. Агенты же ради получения своего агентского вознаграждения, бывает, идут и на прямой обман. Меня, например, агент убеждал в процентной ставке «12,9%, какой ни у кого нет. Промо-предолжение!» и в возможности снятия наличных без комиссии.

Учитывая расходы по кредиту, которые мы рассмотрели выше, благодарность клиента за «бесплатный кредит» кажется странной, не так ли?

Вклады

Условия вкладов у банков одной категории похожи, и сейчас — вне зависимости от того, крупный банк или нет — не защищают накопления от потребительской инфляции. У известных и привычных вкладчикам банков проценты пониже, у менее известных — повыше. Как привлекать вклады, если условия почти одинаковы?

Рекламируют высокую относительно средней по рынку процентную ставку, которая предлагается по очень специфическим вкладам: депозитам на полтора-три года, с высокой суммой вклада. Рядом конечно будет стоять звездочка (*) и текст условий шрифтом ниже границы восприятия. А вот когда клиент заинтересуется, можно предложить ему или действительно вносить средства на пару лет, или вносить сразу несколько сот тысяч. Или предложить «конкурентоспособные условия» по вкладу с процентной ставкой, сильно отличающейся от указанной в рекламе.

Не могу не отметить элегантного выхода из противоречия между необходимостью заявить в рекламе высокую процентную ставку и фактически предоставить более низкую. Реклама Меткомбанка предлагала сразу 14%! (на июль 2012). Для кредита на год это ставка на вторую половину срока вклада (на первую половину — 8%), при самым большом минимальном размере вклада.

Реклама вклада "Меткомбанка"

Реклама вклада «Меткомбанка»: лето 2012 г.

Оставить комментарий

Ваш е-майл не будет опубликован. Поля, которые необходимо заполнить, отмечены *

Вы можете использовать эти тэги HTML и аттрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>